«Она гладит наш мир и тихонько поет…»
«Она гладит наш мир и тихонько поет…»

«Она гладит наш мир и тихонько поет…»

№30-32 (2015)  | Люди и их дело | Галина Новик

В начале прошлого года мы писали о новом проекте, который начал свою работу в Солигорской детской школе искусств. Его организатором и руководителем выступила преподаватель по классу виолончели Наталья Гурбо. Она предложила организовать обучающие курсы для будущих мам во время беременности по пренатальной педагогике, музыкотерапии, арт-терапии, развитию ребенка во время беременности и до трех лет после рождения. 

Тема новая, интересная, в Солигорске предлагается впервые. И мы решили к ней вернуться.

Знакомьтесь. Наталья Ивановна – выпускница Барановичского государственного музыкального училища, окончила педагогический университет имени М. Танка, а затем магистратуру. Сегодня она не только обучает детей игре на виолончели, но и является аспиранткой БГПУ им. М. Танка. Тема ее диссертации - «Пропедевтика раннего развития ребенка средствами искусства», научный руководитель работы – доктор педагогических наук Е.С. Полякова. 

Итак, с момента нашей первой встречи прошло десять месяцев. Время, конечно, небольшое, но проект не стоит на месте. О том, как он развивается, рассказывает его руководитель и инициатор Наталья Гурбо.

- Наталья Ивановна, с кем вы сегодня работаете?

- В моей группе будущие мамы, которые проявили интерес к занятиям. Сегодня слушательниц уже более тридцати. Все они – люди разных профессий, в возрасте от 22 до 43 лет. В поиске новых участниц проекта мне оказывает помощь опытный врач-гинеколог Галина Владимировна Солонович. Мы вместе ходим на занятия, которые проводятся в женской консультации. Я провожу беседы, рассказываю о влиянии музыки, о методиках, созданных в разных странах, и какой это дает эффект. Программы, на которые я опираюсь, абсолютно легальны и утверждены органами здравоохранения. Назову некоторые из них. Это известный метод «Сонатал» доктора медицинских наук, кандидата психологических наук, профессора Михаила Львовича Лазарева, «Возрожденные роды» Мишеля Одена, «Суперребенок» Сары Брюэр.

Сегодня магазины заполнены большим количеством музыкальной продукции, которая не проходит жесткий контроль. Последствия от такой музыки могут быть непредсказуемыми. Ученые доказали, что музыка может замедлять рост и снижать защитные силы живых организмов. Вот почему важно осознанно подходить к звуковой природе и окружающему миру маленьких детей, которые сами еще не в силах подбирать музыку. Начинать нужно еще до рождения малыша. Будущим мамам следует с особой тщательностью подходить к прослушиванию музыки. Японские ученые установили: если беременная женщина будет часто слушать рок-музыку, тяжелый рок и другие современные направления музыкального искусства, велика вероятность, что может родиться ребенок с нарушением психики. Следует помнить, что музыка должна быть источником гармонии и красоты.

- И когда можно будет говорить о каких-то конкретных результатах?

- Результат мы увидим, когда ребеночку исполнится хотя бы два годика. Одна из моих слушательниц была на шестом месяце беременности, когда пришла на курсы. Мы занимались гимнастикой – тактильной, звуковой, дыхательной, ритмической, арт-терапией. И даже, так называемой, сказкотерапией. Это когда мама читает малышу свои любимые сказки. Женщина родила дочь, малышке уже три месяца. Мама говорит, что ребенок спокойный. Другая слушательница недавно родила сына. Будем и дальше работать с малышами, наблюдать за ними. Я работаю только с полными семьями и обязательно сотрудничаю с папами. Дело в том, что до двадцати восьми недель ребенок в утробе матери чувствует вибрации. Низкие частоты папиного голоса проходят лучше. Но когда малыш рождается, он лучше воспринимает высокие тона. Вы замечали, что мы, разговаривая с малышом, делаем голос тоньше, что называется, «сюсюкаем»? Это происходит интуитивно. 

- Скажите, пожалуйста, ваши будущие мамы занимаются пением?

- Конечно. Ведь когда мама поет для будущего малыша, она передает через пение свои чувства и эмоции. Также женщины слушают классическую музыку. Научно доказано, что наиболее положительный эффект оказывает общение будущего малыша и мамы с лучшими образцами музыкальных произведений Моцарта, Гайдна, Бетховена, Сен-Санса, Чайковского, Рахманинова, Дебюсси. Как слушать музыку, в каком эмоциональном состоянии, я рассказываю на занятиях. И мне всегда бывает приятно, когда я звоню участницам проекта и часто слышу в трубке звучание классической музыки. Это говорит о том, насколько серьезно относятся они к занятиям. По окончании курсов я два занятия посвящаю вопросам развития ребенка до полугода: какие игрушки следует брать, что трогать, как слушать и разговаривать, - то есть абсолютно всему, что необходимо для развития малыша.

- Наталья Ивановна, как реагируют женщины на ваше предложение принять участие в проекте?

- По-разному. Одни - с живым интересом, другие - с недоверием, третьи – безразлично. А некоторые открыто смеются и говорят: что там пока вообще можно развивать… 

- Можете хотя бы вкратце охарактеризовать вашу аудиторию?

- Времени прошло немного, но статистика кое-какая наметилась. Среди тех, кто соглашается посещать курсы, в основном женщины с высшим образованием, владеющие профессиями, связанными с творчеством и умственной деятельностью. Проживают они все в Солигорске, но родом в основном из других городов: Минска, Витебска, Речицы, Слуцка. Мне очень приятно работать с теми мамами, которым мои знания необходимы. И я уверена, что мы достигнем хороших результатов.

Разговариваю с Натальей Ивановной, и мне вспоминается притча под названием «Два близнеца», которую поет известная исполнительница авторской православной песни Светлана Копылова. В ней рассказывается о том, как разговаривают друг с другом близнецы, находясь в утробе матери. И один из них говорит брату: « … я чувствую сердцем заботу ее, и ночами, когда всё вокруг затихает, она гладит наш мир и тихонько поёт... Всё наполнено ею, и радость такая, словно в ней пребываю и ею живу. И хоть точно про жизнь после родов не знаю, но я верю, что будет она наяву!»

Лучше не скажешь.

Шахтёр