JAZZ-TIME - ФЕСТИВАЛЮ ДЕСЯТЬ ЛЕТ
JAZZ-TIME - ФЕСТИВАЛЮ ДЕСЯТЬ ЛЕТ

JAZZ-TIME - ФЕСТИВАЛЮ ДЕСЯТЬ ЛЕТ

01.06.2016 | 16:37 |
7

У вас хорошее настроение? – послушайте джаз. Вы грустите в одиночестве? – добавьте в плей-лист джаз. У вас впереди романтический вечер? – оберните его в тонкое джазовое музыкальное переплетение. Джаз – это хороший рецепт на все случаи жизни. Звучит как реклама товаров широкого потребления? Возможно. Но это музыкальное направление по праву можно считать универсальным и в то же время неповторимым. Одна и та же тема для вас будет звучать по-разному в зависимости от вашего настроения, места прослушивания, манеры исполнения произведения. Джаз – это свобода, импровизация, полет фантазии. В этом смогли убедиться участники и зрители VI международного конкурса джазовой и эстрадной музыки «JAZZ-TIME-2016», который 12-15 мая прошел в г. Солигорке. В течение четырех дней Солигорская детская школа искусств, творческие коллективы Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья жили в режиме нон-стоп.

О конкурсных перипетиях, новшествах и наработках мы побеседовали с директором Солигорской школы искусств Олегом Щербовым.

- Прошло уже шесть фестивалей. Какие итоги можно подвести?

- Начиналось все в 2006 году с регионального конкурса, на котором была представлена только Минская область. Сегодня география конкурса достаточно широкая – это вся Беларусь, страны ближнего и дальнего зарубежья. Это новые номинации. Это большой успех в развитии джазового направления. Благодаря «JAZZ-TIME» только в Минской области за предыдущие несколько лет было открыто одиннадцать джазовых отделений в детских школах искусств. Сегодня информация о нашем фестивале настолько широко представлена, что мы боимся не уложиться в отведенные строки по тому количеству заявок, которые могут прийти. В этом году мы приглашали к участию только зарубежных исполнителей. 125 человек приехало из России, Украины, Швеции, был представитель из Франции, к сожалению, не удалось приехать американцам. Хотя у нас в международном жюри есть американский и русский пианист Валерий Граховский – замечательный музыкант. Всего приехало около семисот человек. И это только участников. Я не говорю о сопровождающих лицах, о людях, которые посетили конкурс. «JAZZ-TIME» вырос до уровня международного фестиваля. Сегодня он признан на уровне правительства Беларуси одним из значимых музыкальных событий нашей страны. Он внесен в список наиболее значимых фестивалей и конкурсов, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.

- Конкурс развивается, участников становится больше, фестиваль сейчас проходит в течение четырех дней. Что еще нового ожидало участников «JAZZ-TIME»?

- Что касается новшеств. К нам обратились представители средних учебных заведений с вопросом о возможном участии в конкурсе. Мы ввели новую номинацию для средних учебных заведений. Потому джазовый конкурс такого профессионального уровня - единственный в стране. Конкурс изначально был задуман как инструментальный, на котором были представлены инструменты оркестра биг-бэнда, т.е. эстрадного оркестра. Это духовые инструменты, ударные, ритм-секция. Тем не менее приезжали скрипачи, даже народные инструменты - были цимбалисты, аккордеонисты, даже балалайка. Играли джазовую эстрадную музыку на народных инструментах. Хотя, кажется, это не свойственно джазовому направлению. В этом году открыта вокальная номинация, поэтому конкурс расширяется по срокам.

Очень сильная подборка в этом году была приглашенных коллективов. Эти концерты – подарок для участников фестиваля и жителей города. Вокальная группа «Камерата» - это один из лучших коллективов нашей страны, профессионалы экстра-класса. Валерий Граховский – американский и русский пианист, заведующий кафедрой «Инструментального джазового исполнительства» РАМ им. Гнесиных (г. Москва). Человек уникальный и как композитор, и как музыкант, потрясающий исполнитель. Концерт, который он подарил нашим слушателям, в течение нескольких дней будоражил умы и души зрителей. Владимир Ткаченко – легендарный песняр, человек, который с первого конкурса является неизменным председателем жюри. И тот концерт, который был им дан в стенах школы искусств, был потрясающ по тонкости, интеллигентности, глубине подачи и по профессиональному мастерству. Люди в восхищении, ехали специально из других городов, чтобы увидеть его вживую.

- Размещение гостей, подготовка сцены, аппаратуры и множество других организационных вопросов решали вы вместе с коллективом. Еще одно ваше достижение – онлайн-трансляции конкурса. Как зрители и участники оценили в целом подготовку и уровень фестиваля?

- Люди приходили на репетиции уже с семи утра. В десять начинало работу жюри, а заканчивался конкурс в одиннадцать вечера. У нас не было времени на большие обсуждения, у нас не было возможности подвести итоги после каждого дня. Это говорит о популяризации джазовой музыки как таковой, и конкурса в частности. Приятно, что это проходит в Солигорске. Приятно, что у нас есть площадка. Приятно, что есть команда, способная это реализовать. Потому что если нет команды, нет заинтересованности, то воплотить такую идею в жизнь невозможно. Поэтому за четыре конкурсных дня старался не выходить в коридор, заниматься делом, идти быстро, опуская глаза, потому что меня все останавливали, благодарили за организацию, за качество проведения, за то, что такой конкурс существует в Беларуси и им есть куда поехать. Многие люди из других городов говорят спасибо, что есть онлайн-трансляция. Увидев на просторах интернета наш конкурс, люди приезжают на гала-концерт из других городов. Есть много позитивных вещей, которых мы добились за эти годы. Многие не едут участвовать в конкурсе, потому что понимают, тот уровень, на который вышел «JAZZ-TIME», для многих недосягаем.

- Как, по вашим оценкам, показала себя Солигорская детская школа искусств?

- Солигорская школа искусств традиционно представлена во всех номинациях. Мы стараемся развивать все направления: сольное, ансамблевое, джаз-бэнд – одна из визитных карточек нашей школы. Мы достойно представлены на «Джаз-тайме». Те награды, которые были получены, – это результат кропотливой работы. У нас награды в каждой номинации, поэтому у нас замечательная команда. У нас замечательные преподаватели. Гости, которые видят работу наших преподавателей, готовы приехать на мастер-классы, чтобы перенять тот опыт, который есть в нашей школе.

Самая маленькая участница конкурса джазовой и эстрадной музыки солигорчанка София Курлович (шесть лет) покорила публику и жюри уровнем владения инструментом, своей эмоциональностью и непосредственностью, артистизмом. София занимается на фортепиано третий год и добилась впечатляющих результатов. Маленькая белокурая девочка очень бойко отвечала на вопросы и с детской непосредственностью говорила о своем увлечении музыкой. По ее словам, она не боится публики и с удовольствием принимает участие в конкурсах, потому что «жюри на всех смотрит, хвалит и дает места».

Гостья из Москвы Елизавета Юргина, призер фестиваля, в своих отзывах о конкурсе также была однозначна:

- Мне нравится джаз, так как он неординарный, достаточно свободный, в отличие от классики, мы можем отходить от авторской темы. Здесь на конкурсе было все очень душевно. Хорошая атмосфера в зале, профессиональный звукорежиссер, было приятно выступать на сцене, где есть конкуренция и высокий уровень участников.

По итогам VI международного конкурса джазовой и эстрадной музыки «JAZZ-TIME-2016» учащиеся Солигорской школы искусств пополнили копилку наград. В номинации «Оркестр» детский образцовый эстрадный оркестр получил первую премию. Премия третьей степени в номинации «Ансамбль» была присуждена инструментальному ансамблю Солигорской детской школы искусств. В номинации «Солист-пианист» сразу восемь наград остались у солигорчан: София Курлович,  Мария Люцко, Мария Трофимович – премия 1-й степени; Артём Захарчук – премия 2-й степени; Виктория Кизюк, Арина Жукова, Илья Шкрабо, Полина Фролович – премия 3-й степени. В номинации «Солист-инструменталист» премию 2-й степени получил Дмитрий Прищиц.

Гран-при  VI международного конкурса джазовой и эстрадной музыки «JAZZ-TIME-2016» вручили Илье Киселёву  из   ГУО «Детская школа искусств  г.п. Красная Слобода».

В заключение хотелось бы привести слова Дмитрия Подберезского, музыкального критика, публициста, заместителя главного редактора журнала «Мастацтва», члена жюри фестиваля и ведущего гала-концерта. Он выразил мудрую мысль, что талантливому музыканту не надо обнажаться перед публикой, ему достаточно выйти на сцену и сыграть. Зритель оценит его талант и харизму.

газета ШАХТЁР