Когда за окном замелькали знакомые пейзажи, невольно вспомнился прошлый фестиваль "Джаз-тайм" в городе Солигорске (Республика Беларусь). Два года пролетели очень быстро. Что ждет меня на этот раз? 

Так трудно удивлять, если все предыдущее было практически без изъянов. Но устроителям опять удалось удивить и слушателей, и жюри, которое приглашается организаторами конкурса каждый раз достаточно солидное: представители Департамента культы Минской области; ведущие педагоги лучших учебных заведений Белоруссии; музыканты из Москвы и Швеции; замечательный журналист и аналитик джаза Дмитрий Подберезский и, наконец, бессменный председатель нашего дружного коллектива – Владимир Николаевич Ткаченко, заслуженный артист Республики Беларусь, легендарный солист первого, единственно знаменитого, состава ансамбля "Песняры".

В этом году очередная эстрадно-джазовая акция получилась насыщенной, разнообразной и масштабной, центральным событием которой стали выступления коллективов из Ростова-на-Дону, ряда музыкантов из Санкт-Петербурга, оркестров и солистов и, конечно же, хозяев фестиваля. Талантливые дети в руках талантливых педагогов показали потрясающие результаты: культура, мастерство, стиль – вот те слова, которые, в общих чертах, характеризуют услышанное нами.

В рамках фестиваля, кроме конкурсных прослушиваний, всегда бывает ряд интересных мероприятий. В этом году, без сомнения, - концерт джазовых музыкантов школы имени Кима Назаретова из города Ростов-на-Дону. Даже не хочется перечислять их достоинства, потому что после двух - трех композиций все это воспринимается как должное: настолько ребята профессиональны и абсолютно свободны, не закрадывается даже мысли, что может быть по-другому. Но больше всего меня покорило то, что в рамках концерта, где художественная и зрелищная стороны превыше всего, А.В. Мачнев – руководитель оркестра сумел с блеском продемонстрировать творческую лабораторию: как все это сделано и почему возможен такой высокий результата. Прежде всего - личность лидера, его талант и творческих огонь, которые зажигают и вдохновляют каждого участника магического действа. Ни одного, хоть на секунду, отвлеченного лица, в то время как на сцене, кроме подростков, находились музыканты лет семи, не больше, и сердце каждого принадлежало только джазу. Нам показали очень любопытные аранжировки для разных возможностей и возрастов, так, чтобы каждый смог сыграть небольшое соло, мы на реальных примерах увидели, как до мелочей продумана система обучения и воспитания.

Когда программа и произведения на бис были с блеском исполнены, всем желающим предложили поиграть вместе. Джем-сешн удался: Николай Мороз, пианист из Санкт-Петербурга, абсолютно наравне музицировал с ростовчанами, но самая большая очередь выстроилась около ударной установки, робко потянулись мальчики с духовыми инструментами, каждому казалось, что он сможет так же легко и непринужденно импровизировать, как только что выступавшие солисты. Я думаю, это самый важный итог вечера6 понять, что ты тоже так хочешь, что ты тоже так сможешь, чтобы обязательно двигаться вперед. Маленькая девчушка – пианистка так хотела сыграть хотя бы последнюю ноту "фа", но не осмелились выйти на сцену, что даже заплакала от досады.

А сцена, и без того немаленькая, казалась просто огромной, потому что новый задник – вид на американские небоскребы в огнях, визуально увеличивал ее. Казалось, что ты паришь над городом!

Как известно, театр начинается с вешалки. Джаз в Солигорске в этом году начинался сразу же при входе, так как фото-фигуры знаменитых музыкантов (в натуральную величину) радушно встречали публику, периодически возникая то тут, то там на пути следования к концертному залу, мелодии джаза звучали уже в зимнем саду, где была организована прямая трансляция фестиваля-конкурса. Вы скажете: "Ну, и что?" Да, действительно, ну, и что. А теперь представьте, что происходит все это в Детской школе искусств небольшого районного города!

Деловые качества, творческая фантазия и безукоризненный вкус организаторов фестиваля восхищают меня с каждым годом все больше. "Страшно" подумать, что они нафантазируют, а главное, обязательно осуществят, в следующий раз!

Не стоит сейчас называть какие-то конкретные фамилии лауреатов конкурса, было их немало. Самое трудное для меня в состязаниях – судить работу других людей, поэтому, независимо от результатов, хочется поблагодарить каждого исполнителя и его педагогов за труд (на таких мероприятиях не бывает, как Вы понимаете, лодырей, бывает чуть более удачное выступление или чуть менее, если не учитывать разные  способности участников, но это уже от Бога), за любовь к джазу, за стремление идти к цели... Даже если Вы не победили, Вы уже сделали очень многое – попали в клуб единомышленников!

Здорово, что эти два года работа продолжалась и есть серьезные результаты. Приятно было встретить знакомые лица, услышать тех, кого уже знаешь, просто счастливы, когда увидели (и,конечно же, сразу услышали!), что обладатель Главного приза предыдущего конкурса, оркест Копыльской детской школы искусств играет на первоклассных инструментах. Оказывается, после такого победного выступления ребят, администрация города выделила средства и приобрела новые великолепные инструменты для них. Наверняка, у руководителей есть и другие, не менее важные, нужды, на которые стоит потратить бюджетные деньги, но они предпочли музыкантов. Такое государственное решение достойно просто восхищения, ведь не одно еще поколение копыльских мальчишек и девчонок и их будущих детей сможет играть на этих замечательных инструментах, до чего же разумное вложение в перспективу своего города, своей страны. Ради таких событий и стоит проводить фестивали, я думаю, что это – наша самая главная победа на конкурсе!

Кроме многочисленных традиционных  составов и солистов, в этом году мы услышали целый ряд необычных для джаза инструментов: домра, цимбалы, баяны... Это было вполне достойно. В очередной раз убеждаешься, если человек способный, не так уж важно, какой он выбрал инструмент для выражения своих мыслей и чувств.

Галина Успенская

Содержательное общение, поиск новых форма, идеальная организация, триумф победителей, прекрасные призы от спонсоров – вот то, что характеризует атмосферу, совместно созданную участниками и абсолютно всеми устроителями фестиваля. "Галина Петровна, мы три дня были в раю", - сказала по-детски непосредственно Арина Григорян, лауреат второй премии в номинации ансамбль (ДМШ имени Н.Я. Мясковского, город Москва).

Р.S. Да, забыла самое главное. Любое мероприятие, как мне кажется, живет благодаря возникшим традициям. На фестивале в Солигорске тоже неожиданно появиллась такая своя традиция. Как-то в шутливой беседе члены жюри обратили внимание на модный галстук, всегда элегантно и стильно одетого директора фестиваля Олега Александровича Щербова, а он, с присущим ему бестящим чувством юмора, заметил, что удобно резать по полоскам. Эта опреметчиво брошенная фраза решила судьбу замечательного галстука. Представляете, как разгулялась фантазия у талантливых "кровожадных" людей. Заговор состоялся! Самое трудное было молчать два дня и не рассказать о задуманном даже близким друзьям. Когда, закрывая мероприятие, Олег Александрович благодарил всех за работу, стоя на сцене перед многочисленными зрителями и участниками, один из нас подошел к нему и на глазах онемевшей от неожиданности публики "хладнокровно" отрезал все-таки огромными, портняжными ножницами  кусок раскошного маняще-полосатого галстука. Когда пауза сменилась хохотом и аплодиспентами зала, бессменный ведущий церемонии закрытия Дмитрий Подберезский пояснил, что теперь, это будет трацицией и отатки галстука-бедняги (а желающих иметь хоть нгебольшой кусочек на память оказалось мног) будут храниться в фестивальном музее, который устроители теперь просто вынуждены создать...

Так что, готовьте программу, приличный галстук директору, и Вы – на фестивале! Не пожалеете!